Баннер

Время пришло

Двадцать лет назад, когда торфяная отрасль ещё входила в число ведущих отраслей могучей державы, которая развивала экономику СССР не только с помощью добычи и продажи за рубеж углеводородов, а вела сбалансированную плановую экономику, стечение обстоятельств привело меня в торфяную тематику.

Мой профессиональный опыт начался весьма обнадёживающе, страна думала о своём национальном достоянии – ЗЕМЛЕ – не на словах, работала Всесоюзная программа «По улучшению плодородия», где ТОРФ занимал ведущее место. В связи с ожидаемым сильным паводком 1991 года необходимо было вывезти торф, сложенный в буртах на площадке предназначенный под ложе водохранилища, предназначенного для обеспечения водой г. Свердловска. Задача, поставленная перед компанией, совместно с подрядной «Сельхозхимией», была достаточно простой – компостирование и вывоз на поля совхозов Нязепетровского района Челябинской области. Поэтому собственно настоящий опыт стал появляться только по прошествии трёх лет, когда в связи убыточностью мероприятий появилась необходимость задуматься об экономике проекта и вообще понять, что такое торф, какие его возможности и почему рушится мощная отрасль. Мне повезло на учителей, в число которых вошли: Гурко П.М., Эпле, Беляков А.С., Безруких П.П., Струков А.Б, Косов В.И., Инишева Л.И., Титова Э.В., Гамаюнов С.Н., Анисимов В.Р., Брюханов А.Г. и другие. Эти высочайшие профессионалы своего дела приняли меня в свой круг, несмотря на то, что я не имел специального торфяного образования. Важно было понять, почему некогда сильнейшая в мире отрасль, так сразу рухнула и как можно исправить ситуацию. Необходимость исправлять вызывалась ещё одной проблемой – ежегодным приростом.

При простом подсчёте выясняется, что за двадцать лет возникает около 4 млрд. тонн нового торфа, а это значит, что из хозяйственного оборота выйдут тысячи гектар земли, леса, пастбищ. После анализа ситуации стало ясно, что в то время не разрушиться отрасль просто не могла. Основной причиной явилось то, что отрасль была планово распределительной и после введения рыночных механизмов, оказалась никому не нужна. Потребительский рынок не был развит, село осталось на грани вымирания, а местные газ, нефть и уголь быстро вытеснили торф из своего сегмента топливного рынка.
 
С 1994 года мы начали активно изучать и применять нетрадиционные и неиспользуемые отечественные технологии. При участии Свердловского горного института научились добывать кусковой торф с применением оригинальной фрезы разработки  Н.В. Гревцева. В 1995-96 годах начали фасовку торфосмесей, производство полубрикетов на прессах Рязанского производства в двух районах Челябинской области. В 1997-98 годах начали выпуск газогенераторных установок разработки В.Р. Анисимова. Под данные установки использовался новый вид торфяного топлива – окатанный торф под названием «ПРЕБУЛА», технологию производства которого предложили Миасские предприниматели. Этот вид топлива производился в бетонных миксерах. В этих же миксерах производилось органоминеральные удобрения «КГОМУ» (комплексные гранулированные органоминеральные удобрения), получившее в 1998 году сертификат соответствия. Удобрение очень эффективно работало при внесении под овощные культуры и позволило ОАО «Южуралторф»  получить заказ от Администрации области на изготовление первых 1000 т. таких удобрений и получить отличные результаты по их внесению под овощные культуры. Этот практический положительный опыт полученный в России впервые был предопределён сотрудничеством с коллегами их г. Буй Костромской области которые в настоящее время являются несомненными лидерами в области разработок производства российского комплексного и экологически перспективного ряда органо – минеральных удобрений.

По заказу ОАО «Южуралторф» в г. Миассе на предприятии «КБ им. Макеева» было спроектировано и изготовлено оборудование для промышленного производства удобрений. Технические  особенности   Формователя  «ГРАНУЛЯТОР» в настоящее время используются во многих технологиях гранулирования торфа. В начале 1998 года была спроектирована и в конце года смонтирована линия по производству КГОМУ на Каслинском машиностроительном заводе. Тепло для технологии планировалось производить на собственном топливе, используя газогенераторы «Анисимова» ООО «Спецмонтаж». В связи с запоздалым и недостаточным финансированием, к сезону 1999 года было произведено 400 тонн удобрений, которые были внесены под картофель в нескольких хозяйствах области. Работа проводилась под научным сопровождением трёх Челябинских и пяти российских институтов аграрной направленности. Результат превзошёл все ожидания. На скороспелых сортах картофеля урожайность повысилась в 2,6 раза, товарность увеличилась на 60%, содержание нитратов снизилось на 12%. Отзыв об Отчете, составленном ЧМСХ за подписью директора Всесоюзного института картофелеводства, был отправлен в адрес Губернатора и получил высокую оценку. На этом успехи закончились, так как после получения положительного результата в борьбу за рынок удобрений активно включились силы, которым была крайне не выгодна такая конкуренция. При получении прибыли 4 рубля на один вложенный рубль, повышении объёма использования местных агроруд, формировании замкнутых финансовых потоков, резко уменьшились поставки удобрений из других регионов, а это уже была потеря чьих-то интересов, поэтому тема в то время не получила продолжения в Челябинской области, несмотря на поддержку верхнего эшелона власти.

Этих практических опытов не случилось бы без поддержки Администрации Челябинской области, в лице первого главы Соловьёва В.П., а затем губернатора Сумина П.И., руководителей финансовых ведомств Прокина А.Е. и Галимова А.Г. , главы Нязепетровского района Цыпышева А.И., руководителя руководителей сельскохозяйственных, юридических отделов Администрации Челябинской области, Законодательного собрания, в лице руководителей комитетов Шафигулина А.Г., Мительмана С.А., Фёдорова. Но, как было сказано выше, уже тогда резко отрицательно в развитии темы сработали коррумпированные чиновники низшего уровня, которые и замедлили развитие темы в Челябинской области. Но это уже был результат позволяющий двигаться дальше, тем более, что успехи у наших Буйских (Костромская область) коллег, которые сделали ставку только на собственные силы, были гораздо успешнее.

Я описал наши попытки комплексного подхода в решении проблемы по формированию торфяной отрасли нового поколения для того, чтобы было ясно, что мы, используя метод «проб и ошибок», шли просто впереди времени и наши, казалось бы, ошибки становились тем необходимым собственным опытом, который теперь позволяет утвердительно сказать ВРЕМЯ ПРИШЛО.

В конце первого десятилетия нового века  установились рабочие контакты с коллегами из Красноярского края. Край, конечно же, обладал большими возможностями для построения модели комплексного использования торфа.  Уже тогда возникла уверенность в понимании стратегии создания российской торфяной отрасли нового поколения. Утвердилось мнение о необходимости региональной программы, в которой основой должно быть комплексное и не истощительное использование торфа. В конце 90х годов прошлого столетия, пришло понимание необходимости применения комплексного подхода.

Для того, чтобы отрасль начала активно формироваться необходимо прежде всего создать систему государственно-частного партнёрства, так как без участия Государства о возрождении отрасли не может идти речи. В рамках ГЧП должна совершенствоваться, а в некоторых случаях разрабатываться вновь, Законодательная база. Федеральный уровень всех ветвей власти должен дать соответствующий посыл в регионы. Должно быть создано информационное поле области применения торфяных ресурсов России, особое внимание должно быть уделено подготовке кадрового резерва. Государство должно ориентировать и поддерживать отраслевую НАУКУ и финансировать полноценный объём НИОКР. Особенно важно восстановить торфоориентированное машиностроение, для торфяной отрасли нового поколения. Но самым главным и эффективным способом создания социально-экономических и экологических предпосылок создания торфяной отрасли должна стать реализация на конкурсной основе нескольких пилотных проектов, в технических заданиях которых должно быть предусмотрено комплексное и высокотехнологичное использование торфа. На основании результатов полученных в ходе реализации пилотных проектов, могут быть сформулированы предложения бизнесу. В этих предложениях в технологических цепочках бизнес может рассматривать использование продуктов произведённых из торфа при реализации разноотраслевых масштабных проектов (нефтегазовый, строительный, аграрный, энергетический и др. комплексы).

Уже в 1997 году стало ясно, что отрасль «нового поколения» не воссоздать без концентрации усилий торфяного сообщества и размещения максимально большого количества современных технологий использования торфа в рамках одной «пилотной» территории. После десятилетней работы в Челябинской области и трёх летней работы в Красноярском крае, в тесном взаимодействии с профессионалами торфяной отрасли Свердловской, Томской, Тверской, Ленинградской, Калининградской областей, г.Москвы и г.Санкт Петербурга моим личным выбором стал Красноярский край. Его уникальные сырьевые условия и география его расположения позволяет ему стать демонстрационной «пилотной» площадкой для Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов.

Все экономические возможности использования торфа:

  • Юг края - преимущественно сельскохозяйственное применение (плодородие, использование местных агроруд);
  • Центральная часть - экология (сорбенты, рекультивация и реабилитация земель в промышленных зонах, производство синтез газа и жидкого топлива), развитие торфоориентированного машиностроительного комплекса, ТНП;
  • Север - нетрадиционная энергетика (утилизация отходов лесной отрасли в сочетании с топливным торфом), нефтяная и газовая промышленность (Ванкорское месторождение), экология, формирование биокластеров и освоение высоких технологий глубокой переработки торфа.

Сочетание производственных возможностей, размещение и доступность месторождений торфа, а также наличие научного и промышленного потенциала создают, благоприятную ситуацию для создания региональной модели торфяной отрасли. Данная конструкция регионального масштаба адаптируется на любой торфодостаточный регион и в конечном итоге формирует федеральную структуру отрасли.

В модели (в конструкции) присутствует 7 основных блоков:

  • Блок заинтересованных в воссоздании отрасли министерств и ведомств (на федеральном уровне) и управлений, комитетов, отделов исполнительной власти на региональном уровне;
  • Блок Управления, Госпредприятия, Некоммерческие и общественные предприятия, ОАО, ООО участвующие в разработке концепции (программы) развития отрасли и руководящие реализацией данной концепции (программы);
  • Блок реализации рабочих проектов концепции (программы) в виде (в форме) создания совместных с торфоориентированными предприятиями производств по всему спектру применения торфа, сапропелей и др. агроруд;
  • Блок общественных формирований (ассоциаций, некоммерческих партнерств и др. общественных организаций), ориентированный, прежде всего, на законодательное творчество, участвующий в разработке «концепции» развития торфяной отрасли, в обобщении и координации всей научно-практической деятельности науки работающей в секторе природных ресурсов. Данный блок через вхождение в «Международное общество по торфу» осуществляет вхождение региональных и федеральных структур в инвестиционные иностранные и отечественные институты;
  • Блок законодательной и исполнительной власти формирующий и исполняющий бюджетные статьи, связанные с использованием торфа в сельском хозяйстве, экологии, энергетике, промышленности, медицине и т.д.;
  • Блок, работая в рамках концепции (или долгосрочной программы), замыкает схему и делает ее законченной рабочей структурой, которая, реализуя с блоком № 3 целевые и другие программы, решает поставленные задачи и не только получает прибыль, но и решает другие задачи, такие как:
  1. создает новые рабочие места;
  2. увеличивает налогооблагаемую базу;
  3. экономно и эффективно использует сырьевые ресурсы края;
  4. решает вопросы экологической направленности;
  5. поддерживает науку;
  6. развивает собственные технологические возможности;
  7. становится наиболее активным участником формирования и развития торфяной отрасли нового поколения;
  8. помогает наиболее эффективно использовать бюджетные средства, традиционно выделяемые на темы связанные с использованием торфа и др. полезных ископаемых.
  • Блок инвестиционной политики.

Создание и развитие такой структуры не требует больших государственных капитальных вложений, т.к. предусматривает участие частного капитала и вместе с тем позволит в рамках «пилотных проектов» и программ привлекать федеральные средства, региональный бюджет, что в свою очередь создаст привлекательные условия для инвестора.

Для придания работе системного характера и определения первоочередных проектов, которые могут показать эффективность подходов и получить прибыль, в дальнейшем направляемую на развитие темы, разно отраслевыми коллективами, объединенными вокруг ООО «Красторф»,  была проделана работа по разработке и наложению матриц для определения географии точек приложения сил и реализации первого этапа реформирования проблемной, малой энергетики отдаленных, изолированных территорий с помощью торфа и другой биомассы.

Матрица 1. Наличие региональных проблем энергообеспечения, включающих в себя:
- изношенность сетей и котельного оборудования;
- дальность поставок, дороговизна и не всегда высокое качество топлива;
- отдаленность и изолированность объектов энергообеспечения;
- отсутствие технических, финансовых кадровых возможностей.

Матрица 2. Наличие местных альтернативных источников энергии (наличия альтернативных энергетических возможностей регионов):
- гидроресурсов;
- ветровой энергии;
- геотермальных;
- гелиоресурсов (большое количество солнечных дней в году);
- отходов лесопромышленного комплекса (биоресурсов);
- отходов с/х комплекса (биоресурсов);
- отходов: бытовых и промышленных;
- сланцев;
- торфа.

Матрица 3. Наличие в регионах административного ресурса, в том числе законодательного, выраженного в выстроенной вертикали от муниципальных до региональных и федеральных профильных ведомств.

Матрица 4. Недостаток или отсутствие централизованных поставок энергии, или местных генерирующих мощностей. Дороговизна энергии связанная с политикой естественных монополий.

Матрица 5. Наличие научных, производственных и технологических возможностей для организации использования альтернативных энергетических ресурсов.

Матрица 6. Плотность населения.

Матрица 7. Климатические условия регионов.

Матрица 8. Наличие бизнес структур готовых осваивать нишу производства энергии из местных ресурсов.

Такой подход позволит за счет относительно небольших (по сравнению с общей задачей) вложений, решать самые горящие вопросы путем предложения инвестиционным структурам экономически привлекательного бизнеса: производства и реализации потребителю, реального объема качественного товара (тепло, электричество, удобрения и др. продукты из торфа).

В рамках разработанной стратегии развития торфяной отрасли Красноярского края, в 2008 году, силами ООО «Красторф», КНИИГиМС, Института леса, с активным участием Л.И. Инишевой было разработано «Эколого-экономическое обоснование использования торфяных ресурсов Красноярского края». Это обоснование легло в основу Концепции, которая даст возможность разработать Программу, отвечающую современным вызовам.

В разработке Программы принимает  участие объединённая Комиссия по «Возобновляемым ресурсам и альтернативной энергетике» (Союз Промышленников и Предпринимателей Красноярского края, Союз товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края, Союз лесопромышленников Красноярского края, Центрально сибирская торгово промышленная палата, Союз строителей). Для координации работы с разными министерствами создаются Консорциум проектных институтов  и Союз производителей ОМУ (органо минеральных удобрений.

Ещё до официального утверждения программы организации отрасли,  началась реализация свыше десяти  проектов в таких направлениях, как малая энергетика, полеводство, обеспечение садоводов края питательными грунтами, строительство. Готовятся проекты в области экологии, животноводства, городского коммунального хозяйства, использования торфа в энергетическом плане, в сочетании с подлежащими утилизации биоресурсами в отдаленных изолированных территориях в нише малой энергетики. Проектные предложения связанные с малой энергетикой  основаны на принципах  «Теплоцентр». Экономическая привлекательность данного подхода начинается с точки суммированных затрат на завоз привозного топлива и его сжигания, в сравнении с затратами по использованию отходов собственного производства или местного энергетического сырья включая отходы лесного, аграрного комплексов и торф.
 
В перспективе представляется наиболее целесообразным создание не отдельных энергоустановок, а комплексных автономных энергетических систем с согласованными параметрами энергопроизводящих и энергопотребляющих частей, с производством или подготовкой собственного энергетического сырья. Данный подход отвечает требованиям ФЗ №261, энергетической стратегии и условиям энергетической безопасности даже таких энергодостаточных регионов, как Красноярский край.

С принятием «Энергетической стратегии России» на период до 2030 года и ФЗ №261 увеличилась активность в поиске форм сотрудничества региональных органов Исполнительной и Законодательной властей с общественными организациями по созданию механизмов стимулирования энергоресурсосбережения и более комплексного и рационального использования местных энергетических ресурсов. Частно-государственное партнёрство приносит конкретные, положительные результаты, примером чему является проектное предложение Технопарк «Энергетический Биокластер» г. Лесосибирск.

Эта бизнес идея, поддержанная Администрацией Красноярского края (в лице заместителя Председателя Правительства Красноярского края Гнездилова А.А.), Комитета по энергетике» РСПП, Российского Союза научных и инженерных организаций», нашла понимание у Руководства Госкорпорации «РосНАНО» во время презентаций проектов с применением НАНО технологий 17.12.09 года и получила "путёвку в жизнь".

Обоснованность проекта: г. Лесосибирск является идеальной площадкой для открытия технопарка применения биотехнологий.

  • в черте г. Лесосибирска находиться ряд крупнейших, средних и мелких деревоперерабатывающих предприятий, которые имеют проблему переработки отходов. Вместе с тем планы на открытие новых производств по глубокой переработке древесины тормозятся дефицитом электроэнергии. В настоящее время дефицит оценивается в 70 МВт с перспективой до 2015 года 150 МВт;
  • в черте г. Лесосибирска находится крупное (13,5 млн. тонн) подготовленное к добыче месторождение торфа, пригодного как биотопливо и как сырьё для глубокой переработки торфа. Есть перспектива подготовки торфяников на объём добычи ещё более 50 млн тонн торфа различного типа, физико-химического состава, степени разложения, кислотности и зольности;
  • ряд продуктов глубокой переработки (стимуляторы роста, кормовые добавки, синтез газ, биотопливо), планируемых к освоению, будет производиться с применением нанотехнологий;
  • география расположения торфяника удовлетворяет всем требованиям к проектированию и строительству генерирующих мощностей до 100 МВт по электричеству, без реконструкции сетей;
  • коммуникации находятся в непосредственной близости (железнодорожная станция в 10 км., асфальтовая дорога в 100 м., р. Енисей в 3х км);
  • потребители электрической энергии находятся на расстоянии, не превышающем 30 км;
  • рельеф дна торфяника и его расположение позволяют планировать создание ряда дополнительных производств (плодово-ягодное, тепличное, рыбохозяйственное, деревоперерабатывающее, торфяного утеплителя, гранулированных удобрений, торфодерновых покрытий, деревянных конструкций для малоэтажного домостроения) на которых будет использоваться попутное тепло (около 300 Гкал./час);
  • в непосредственной близости находится жилищный комплекс, который также может быть переведён на попутное тепло. Есть условия для строительства Лесосибирского «Аквапарка»;
  • в 3х км от месторождения расположен ОАО «Лесосибирский канифольно-экстратный завод». Его профильность и сохранённость позволяют разместить на его площадях и здание ТЭЦ, и производства по глубокой переработке торфа;
  • в г. Лесосибирске расположены филиалы Университетов, на базе которых можно обучать новым специальностям биотехнологов и биоэнергетиков.

Все выше перечисленные факторы позволяют планировать в г. Лесосибирске открытие Технопарка «Био-энергетический кластер». Данный проект будет  крайне необходимым для внедрения инновационных проектов и продвижения технологий, связанных с использованием торфа.


Н.И. Бугаенко, Генеральный директор ООО «Красторф»,
Руководитель Объединенной Комиссии по альтернативной и малой энергетике Союза Промышленников и Предпринимателей Красноярского края, Союза Товаропроизводителей и Предпринимателей, Центрально-Сибирской Торгово-Промышленной палаты, Член Комитета по энергетической политике РСПП, Комитета по ВИЭ РосСНИО.


Реклама

Баннер

Объявления

Предложения компаний:

Исследования по биотопливу
Предлагаем подготовку аналитических материалов, заключений, бизнес-планов по биотопливной тематике

Курсы валют

Курсы валют на Банкир.Ру

Цены на нефть


Баннер
© 2018 Российский информационный портал о биотопливных технологиях. Все права защищены.
При любом использовании материалов активная ссылка на BIOWATT.RU обязательна.